Люди

Игорь Проничев: Значки – это маленькие памятники

Печать

6 июля 2021 года

 

Сегодня гость нашей рубрики «13-й стул» Игорь ПРОНИЧЕВ – художник-ювелир, член Союза художников России, и, как говорят о нем коллеги, «известный выдумщик». В его мастерской рождаются уникальные произведения ювелирного искусства. А вдохновляет на творчество, как говорит Игорь Левонтьевич, сама жизнь.

Езжайте в Красное!

 - Где прошло ваше детство?

 - Родился я в закрытом военном городке под Екатеринбургом. Родители работали инженерами на секретном предприятии. Можно сказать, до восьмого класса практически не выезжал из города. Но детство было ярким и интересным. Родители выписывали много литературы, журналов, и я постоянно что-то конструировал, схемы паял. В школе посещал несколько кружков, кроме того, окончил музыкальную и художественную школы.

 - Тяга к художественному искусству, я так понимаю, победила?

 - Как правило, за плечами у человека, который достиг успехов в определенной области, стоит педагог, который его в свое время этим увлек. Для меня таким человеком стал преподаватель художественной школы Владимир Витальевич Дубровин. Уникальная личность! Мы, мальчишки, души в нем не чаяли. Чему он только нас не учил! Мы с ним и эмаль обжигали, и граверное дело изучали, и резьбой по дереву занимались. Помню, принесет с завалов каких-нибудь разных интересных штучек, карбюраторов, мы около него в кружок соберемся и начинаем творить…

Когда мы с другом после восьмого класса решили ехать поступать куда-нибудь, пришли за советом к любимому педагогу. Он пробежался глазами по нашему списку учебных заведений и без раздумий сказал: «Езжайте в Красное!».

 - А путь-то не ближний…

 - Вот и мы удивились. Почему непременно нужно ехать за две тысячи километров в какое-то далекое и совершенно незнакомое село? На что он уверенно сказал нам: «Это единственное училище, которому по уровню подготовки мастеров во всем Советском Союзе нет равных!». Нам не оставалось ничего иного, как принять вызов.

 - Каковы были первые впечатления, когда сюда приехали?

 - Во-первых, сразу бросилось в глаза отсутствие гор и холмов. Природа костромского края разительно отличалась от природы наших уральских широт. Удивила Волга своими просторами. Архитектура поразила самобытной красотой. А когда нас привели в Музей ювелирного искусства при училище, сомнений в том, что мы попали в нужное место, не осталось. Дух захватывало от красоты и великолепия! Нам казалось, что все эти работы сделаны руками каких-то богов.

 - Чем запомнились годы учебы в КУХОМе?

 - Надо сказать, что КУХОМ – это уникальное место. Это какой-то совершенно удивительный мир творческих людей. И я думаю, каждому студенту знакомо это ощущение, когда ты словно являешься соучастником волшебного процесса. У нас была очень хорошая школа и сильнейшие требовательные педагоги. Я не помню, чтобы на первом курсе мы ложились спать раньше двух-трех часов ночи. С утра вставали, хватали планшеты, до пяти вечера занимались, потом наспех ужинали и снова за учебу. Это была настоящая проверка на прочность. Но оно того стоило.  

 

Судьбоносный значок

 - Помните ли вы свою первую работу, из разряда «неужели это сделал я?»

 - Скорее всего, такой работы еще нет. Я до сих пор в поиске и чему-то учусь.

 - Как говорится, нет пределу совершенству!

 - С возрастом, к сожалению, чувство восторга притупляется. Кстати, очень хорошо помню, как в детстве усилитель собрал! И с какой радостью и гордостью показывал его отцу. Помню, как собрал двигатель, но никак не мог его завести. Обратился к папе за помощью, а он мне вместо того книгу дал – разбирайся. И ведь получилось! Вот это было счастье! Таких моментов было много в жизни, но первые – самые яркие.

 - А что касается ювелирных работ?

 - В ювелирном направлении был достаточно сложный путь. В КУХОМе я его практически не проходил, больше гравировкой занимался. Изучать эту отрасль начал уже после того, как переехал в Нижний Новгород.

 - Расскажите об этом жизненном этапе.

 - Это было после армии.Судьба привела меня в удивительный коллектив:художественно-конструкторское бюро научно-технического центра «ГАЗ». Там в составе творческой группы я занимался разработкой малых форм интерьеров и экстерьеров автомобилей, моделированием. Можно сказать, работал как художник, дизайнер и модельщик. Научно-технический центр обладал всей необходимой базой для создания автомобиля от начала до конца. Была шикарная библиотека, где я получал необходимые знания. А после работы оставалось время на хобби – освоение ювелирки. И начинал, можно сказать, с нуля.

 - Какой была ваша первая работа в данном художественном направлении?

 - Для началая своими руками сделал необходимый набор инструментов, которые, к слову, служат мне по сей день. Первая работа стала самой значимой, определяющей, можно сказать. Это был фирменный значок «ГАЗ». Казалось бы, значок – простая вещь. Но именно с этой простой вещью мы провозились не один год. Во-первых, были поставлены сложные технологические задачи – работали с горячей эмалью. Во-вторых, предполагалась работа над целой партией значков. Ну, а в-третьих, азарт был невероятный! Это было как дорогое детище. Хотелось сделать его миниатюрным, стильным, а вместе с тем – живым, чтобы он прямо светился! Так начались мои изыскания. Множество копий сломал, пока, наконец, не пришел к удовлетворительному результату, который мне, перфекционисту в душе, понравился.

 - Полагаю, он получил высокую оценку в разных кругах.

 - После ГАЗовского значка я приобрел отличнуюрепутацию не только на заводе, но и в городе. К тому времени у меня уже была сформирована коллекция достаточно сложных работ. Значки, к слову, занимают в ней особенное место. Я всегда с трепетом говорю: значки – это маленькие памятники. Вступил в Союз художников России, начал выставочную деятельность, одним словом, жизнь кипела!

 

К приходу музы нужно быть готовым

 - В Кострому как попали?

 - На заводе в Нижнем Новгороде проработал семнадцать лет.Потом обстоятельства привели в Кострому. Здесь, кстати, получил высшее образование, окончил Костромской технологический институт. Позже довелось десять лет преподавать в нем.

 - Какие воспоминания оставила педагогическая деятельность?

 - Теплые. Особенно приятно было работать с мотивированными студентами. Признаюсь честно, я им по-хорошему завидовал. Им только предстояло шагнуть в удивительный мир новых открытий. Когда ты с нуля начинаешь создавать образ, шаг за шагом идешь к его гармоничному завершению, а потом видишь результат – это порождает массу эмоций. И те ребята, у которых получается этот творческий процесс прочувствовать, по-настоящему счастливые люди!

Надо сказать, что студенты тоже многому меня научили. К примеру, на сноуборде кататься!

 - Расскажите о своей мастерской. Каков сегодня ваш художественный интерес?

 - В мастерской есть все для изготовления самых разнообразных изделий. И слесарный участок, и токарный станок, шестидесятитонный пресс, печка для обжига, столы для работы с эмалью и ювелирными изделиями, компьютер для возможности заниматься 3D-моделированием. В своем творчестве сейчас наблюдаю какое-то раздвоение. С одной стороны – увлекают сложные многослойные вещи с кучей декора и орнамента. С другой – интересны простота и минимализм.

 - Все зависит от вдохновения?

 - Вдохновение, безусловно, должно быть. Но, на мой взгляд, оно должно застать человека за работой. В творчестве самое главное самодисциплина. Негоже, если муза застанет вас в праздности. Кроме вдохновения немаловажным фактором является владение всеми средствами создания образа. Материал при этом может быть любым. Не стоит забывать о некой метафизике, которая уже на каком-то духовном уровне позволяет художнику (музыканту, писателю, творцу) создавать законченный гармоничный образ.

 - Что делает вас счастливым человеком?

 - (не думая)…ролики! Совершенно серьезно. Практически каждый день вместе с друзьями-единомышленниками катаюсь на роликах.

 - Интересно!

 - Купил я их несколько лет назад совершенно случайно, когда пришел в спортивный магазин за треккинговыми палками для мамы. Долгое время они у меня пролежали без дела, поскольку кататься в Костроме было попросту негде. А потом благоустроили Берендеевку, и начал их осваивать.

 - Знаю, что вы еще путешествовать любите.

 - С удовольствием раз в год выезжаю с друзьями в горы: на Кавказ, в Грузию, Сочи. Катаемся на сноубордах, любуемся красотами природы, купаемся в горячих источниках и заряжаемся позитивом. Горы – это вообще нечто необыкновенное! В фотоискусстве есть такое понятие, как динамический диапазон. Так вот, в горах этот диапазон настолько широк и бесконечен, что позволяет тебе пересмотреть свои взгляды, расширить горизонты и на несколько мгновений стать немного ближе к небу…

 

Ольга ТАТАРИНОВА

Фото из архива Игоря Проничева