Люди

Наталия Чернышева: Мы учимся видеть прекрасное сердццем

Печать

29 июня 2021 года

 

Прикосновение к творчеству всегда — радость. В отдельных случаях — терапия. В некоторых — смысл жизни. И совсем уже особая ситуация, когда все это соединяется воедино. В жизни учителя изобразительного искусства Костромской школы для слепых и слабовидящих детей Наталии ЧЕРНЫШЕВОЙ все именно так — особенно.  Ее ученики видят и ощущают окружающий мир по-своему. Но  в кабинет ИЗО спешат и во время учебы, и после занятий. Потому что знают: видеть прекрасное нужно сердцем. Так Наталия Михайловна говорит. А ей дети верят.

 

 

Посмотреть руками — и увидеть мир

— Вы на уроках говорите много?

— Много. И я, и дети. Порой у нас даже музыка звучит. Если честно, то во время урока никогда журнал заполнить не успеваю. У нас ведь исключительно индивидуальная работа! Нет такого, что на уроке все рисуют одинаково. Все видят по-разному.  И, работая над поставленной темой, мои ученики могут самостоятельно выбрать художественный материал. Ребята в школе, конечно, устают, программы сейчас не из легких. Поэтому мне хочется, чтобы на моих уроках им было интересно, ведь когда трудишься с интересом и желанием — усталости не замечаешь.

—  Под вашим руководством творчеством занимаются и незрячие дети?

— Да. И не просто занимаются, но действительно любят творчество. Это очень греет душу. Нередко и после уроков приходят: «Я хочу заниматься». Все дела откладываю, сажусь и занимаюсь. Лепим, плетем из бересты, рисуем. Придумываем творческие подарки для родственников и друзей, создаем работу на конкурс или для оформления школы.

— Но как рисовать незрячим детям?

— С ними мы в основном лепим из пластилина и глины. С глиной мне и самой работать нравится, и детей к этому направлению творчества приобщаю. Вот видите: у нас на подоконнике чучело птицы — оно не для украшения. Это учебное пособие, можно сказать. Ребенок, который окружающий мир не видит, доверяет своим прикосновениям. «Это туловище, это голова, это клюв, это крылья», — рассуждаем с детьми. А потом стараемся создать нечто похожее из пластичных материалов. Понимаете, в данном случае это не просто творчество ради творчества, но и познание окружающего мира.

—  И для познания окружающего мира у вас здесь столько всяких коробочек интересных!

— Мои коллеги, родственники, друзья давно уже ничего не выбрасывают, мне приносят! Фигурки животных, обрезки ткани, игрушки — все пригодится. Пощупать или, как мы говорим, «посмотреть» руками — это очень важно.  Есть и вот такие учебники, где контуры предметов немного выпуклые. Сопоставив свои ощущения от прикосновения к предмету и страницам такого учебника, ребенок создает свое представление о том, какой этот предмет или животное на самом деле.

И на пленэр, и на выставку

— Техники рисования используете самые разнообразные?

— Да. Во-первых, это просто интересно. А во-вторых, помогает найти тот самый индивидуальный подход. Вот, например, космос с ребятами рисовали и использовали технику набрызга. В результате все получилось действительно космически! И элементы аппликации используем, и оригами. Оригами, кстати, и незрячие дети делают. Получается. Рисуем гуашью, акварелью, восковыми мелками, тушью. Говорю, например: «Сегодня будем рисовать акварелью и восковыми мелками». У  детей  дух захватывает от таких творческих процессов! Экспериментируем, в общем!

— На выставки с детьми тоже ходите, насколько знаю.

— Стараемся использовать все возможности. В том числе и для того, чтобы вытащить детей из компьютера. Проблема гаджетов ведь актуальна и в случае  с нашими учениками. Поэтому стараюсь показать им другой мир. Недавно принимали участие в проекте Костромского музея-заповедника «Искусство видеть». Получилось очень интересно. Ребята с работами известных художников в подлинниках знакомились. Их вдохновило. Меня, конечно, тоже. Вот эти книги, созданные библиотекой Всероссийского общества слепых, вдохновляют тоже.  Иллюстрациями к изданиям стали рисунки наших учеников. И не только рисунки —  фотографии их поделок тоже.

— Наверное,  в вашей практике и пленэрам есть место?

— Конечно. У нас на школьной клумбе в этом году так красиво тюльпаны цвели, что было бы непростительно не выйти на пленэр! Даже фотографии есть. Кто-то сидя рисует. А некоторые «художники» лежа — настоящий творческий процесс!

— Вы с детьми как общаетесь — на равных?

— С ребятами общаемся на товарищеском уровне. Стараюсь их понимать и помогать. А также  создавать условия для того, чтобы наши дети  развивались.

В жизни все пригодится

— Ваше личное творчество — оно только на работе?

— Оно везде! Вот и на столе всегда творческий беспорядок (улыбается). Сейчас каникулы, а мы с коллегой решили украсить школьную столовую — делаем объемные картины, создаем  «вкусные» элементы из фетра. А вообще стараюсь находить время для личного творческого развития, конечно. Шью, вяжу, рисую.

—  С кистью в руках — с детства?

— Да,  все из семьи. Мой отец художник. И прапрапрадед тоже. И сама я с детства любила рисовать. Папа на пленэры ходил,  и меня с собой брал. Затем в моей жизни  была художественная школа, потом худграф  Костромского госуниверситета. Учителем быть, если честно, не планировала. Хотя в моей семье все педагоги. Вот и я педагогику в итоге выбрала. И не жалею нисколько! Помню, как пришла сюда, в школу, на собеседование. Целую коробку своих изделий из бересты принесла. Директор заинтересовался: детям такое творчество на пользу будет. И действительно я со своей берестой в точку попала! А научилась плести в институте —  на дополнительные занятия пошла за компанию. Поэтому и сейчас детям говорю: все в жизни пригодится, всему учитесь.

— Эмоциональному выгоранию в вашей профессии есть место?

— Выгоранию — нет, усталости — да. На работу всегда иду с радостью. А вот под вечер нередко, как сдувшийся воздушный шарик.  Нужно время, чтобы побыть в тишине, восстановить силы.

— Правило о том, что все домашние проблемы надо оставлять дома, а все рабочие — на работе, для вас актуально?

— В моем случае это правило только в одну сторону работает. В том смысле, что в семье к моим урокам проявляют живой интерес. Прихожу домой, а дети спрашивают: «Мам, ну как там твои ученики?» Спрашивают не для формальности. Им это действительно интересно. Рассказываю, делюсь успехами и радостями.

— Получается, надежный тыл?

— Очень надежный. Понимают, что если я работаю с детьми, то действительно должна работать на все сто процентов, с отдачей. А иначе результата не будет.

   Любовь ВОЛОДИНА